ОЕП на 04.01.2024
ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ
возможных чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области
на 04 января 2024 г.
(подготовлен на основе информации Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, комитета ветеринарии Нижегородской области, министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Нижегородской области, министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области, статистических данных).
I. Оценка состояния явлений и параметров ЧС:
1.1 Чрезвычайные ситуации
За прошедшие сутки на территории области ЧС не зарегистрированы.
1.2 Метеорологическая обстановка и прогноз погоды по данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»
Опасные метеорологические явления: 4-5 января 2024 г.- аномально-холодная погода со среднесуточной температурой воздуха на 7°С и более ниже нормы (климатическая норма -7°,-12°).
Температура воздуха по г. Нижнему Новгороду и Нижегородской области при северо-восточном ветре в большинстве районов:
4 января 2024 г. в течении суток -18°,-23°С, ночью при прояснениях до -28°С;
5-7 января в течении суток -13°,-18°С, ночью при прояснениях до -25°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
С 18 часов 03 января до 18 часов 04 января переменная облачность. Ночью местами слабый снег. Накат и гололедица. Ветер северный 4-9 м/с. Аномально холодная погода. Температура воздуха ночью -25…-30°С, при прояснениях до -32°С, днем -21…-26°С.
С 18 часов 04 января до 18 часов 05 января (по данным сайта meteoinfo.ru) облачно с прояснениями. Без осадков. Накат, гололедица. Ветер восточный, северо-воточный 2-5 м/с. Аномально холодная погода. Температура воздуха ночью -25…-29°С, днем -18…-22°С.
С 18 часов 05 января до 18 часов 06 января (по данным сайта meteoinfo.ru) облачно. Временами небольшой снег. Накат и гололедица. Ветер восточной четверти 2-4 м/с. Аномально холодная погода. Температура воздуха ночью -20…-25°С, днем -12…-19°С.
По данным официального сайта Гидрометцентра России http://meteoinfo.ru, на территории Нижегородской области 04 января местами слабый снег, 05 января – выпадение осадков не прогнозируется, 06 января прогнозируются выпадение осадков различной интенсивности:
Метеостанции |
Количество осадков, мм |
|||||
04.01.2024 |
05.01.2024 |
06.01.2024 |
||||
ночь |
день |
ночь |
день |
ночь |
день |
|
Арзамас |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,1 |
Ветлуга |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
Воскресенское |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,3 |
Выкса |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
1,5 |
Городец |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,8 |
Красные Баки |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,4 |
Лукоянов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,2 |
Лысково |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Н. Новгород |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Павлово |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,1 |
Сергач |
0 |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Шахунья |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
1.3 Биолого-социальная обстановка
Эпидемиологическая обстановка
По данным Управления Роспотребнадзора в Нижегородской области за неделю с 18 по 24 декабря 2023г. зарегистрировано более 35 тысяч случаев острых респираторных вирусных инфекций, продолжается сезонный подъем. В рамках мониторинга за возбудителями ОРВИ за неделю обследовано более 16 тысяч человек. Заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями обусловлена преимущественно вирусами гриппа, а также выделены риновирусы, микоплазма, аденовирусы, парагрипп и РС-вирусы.
В целях недопущения распространения острых респираторных вирусных инфекций в образовательных учреждениях Управлением Роспотребнадзора вводятся ограничительные меры. На 26.12.2023г. в 8,7% образовательных учреждений региона (детские сады и школы) частично или полностью приостановлен учебный и воспитательный процесс.
Эпизоотическая обстановка
Указами Губернатора Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству в г.о. г. Чкаловск, г.о. Перевозский, в Починковском, Сосновском муниципальных округах.
Всего 6 случаев на территории 4 муниципальных образований в 5 населенных пунктах.
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
1 |
г.о. г. Чкаловск |
д. Малинино |
01.11.2023 |
Указ Губернатора №275 от 09.11.2023 |
собака (контакта с людьми нет) |
2 |
с. Тимонькино |
08.11.2023 |
Указ Губернатора №278 от 10.11.2023 |
собака (контакта с людьми нет) |
|
3 |
Починковский м.о. |
с. Маресево |
09.11.2023 |
Указ Губернатора №287 от 17.11.2023 |
лиса (контакта с людьми нет) |
4 |
16.11.2023 |
лиса (покус человека) |
|||
5 |
Сосновский м.о. |
с. Рожок |
26.10.2023 |
Указ Губернатора №260 от 27.10.2023 |
лиса (контакта с людьми нет) |
6 |
г.о. Перевозский |
с. Сунеево |
19.12.2023 |
Указ Губернатора №304 от 21.12.2023 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
4 МО |
5 НП |
|
|
|
Африканская чума свиней
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
1 |
Краснобаковский м.о. |
41 квартал Краснобаковского районного лесничества |
12.10.2023 |
Указ Губернатора №254 от 17.10.2023 |
кабан |
2 |
Варнавинский м.о. |
территория охотугодий охотхозяйства ООО «Рекламное агентство «ГУДВИН» |
16.11.2023 |
Указ Губернатора №286 от 17.11.2023 |
кабан |
3 |
г.о. Семеновский |
территория охотхозяйства «Кошелевское», 209 квартал Красно-Усадского участкового лесничества |
19.12.2023 |
Указ Губернатора №305 от 21.12.2023 |
кабаны |
Комитетом ветеринарии организовано проведение комплекса организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации очагов африканской чумы свиней и недопущению дальнейшего распространения инфекции.
1.4 Радиационно-химическая и экологическая обстановка
По данным ТСРМАР (территориальная система радиационного мониторинга и аварийного реагирования), радиационный фон на территории области 6-15 мкР/час (в пределах естественных значений).
По данным центра мониторинга среды ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС», радиационный фон в г.о. г. Н. Новгород 14 мкР/час, что соответствует естественному фону.
1.5 Гидрологическая обстановка
Чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано.
По данным ОБВО, 19.12.2023 г. открыта ледовая переправа в Пильнинском м.о. через р. Сура в районе населенных пунктов с. Наваты Пильнинского м.о. – г. Шумерля Чувашской республики. В связи с погодными условиями в целях безопасности с 22.12.2023 г. работа ледовой переправы временно приостановлена.
На реках и озерах Нижегородской области продолжаются процессы ледообразования. Толщина льда на водных объектах области по состоянию на 03 января составляет 2-28 см.
На территории области зарегистрировано 66 мест массового выхода людей на лед, из них в 58 наблюдается выход рыбаков на лед (г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Бор, г.о. г. Выкса, г.о. г. Чкаловск, г.о. Сокольский, г.о. Воротынский, Кстовский, Городецкий, Павловский, Богородский, Лысковский, Вадский муниципальные округа).
Толщина льда на водных объектах
Муниципальное образование/водный объект |
Толщина льда, см |
|
г.о. г. Нижний Новгород |
|
|
р. Ока, Гребневский канал, в районе метромоста |
5-10 |
|
р. Волга, в районе Стрелки |
15-20 |
|
р. Волга, в районе Гребного канала |
15-20 |
|
р. Волга, в районе ж/д моста |
0 |
|
г.о. г. Бор |
|
|
р. Волга, в районе (район стеклозавода) |
8-16 |
|
оз. Спасское |
18-26 |
|
оз. Юрасовское |
17-24 |
|
оз. Бездонное |
28 |
|
устье р. Везлома |
17-26 |
|
оз. Байкал |
17-28 |
|
г.о. г. Выкса |
|
|
Каскад Выксунских водохранилищ |
18-22 |
|
г.о. г. Чкаловск |
|
|
р. Юг, в районе д. Кузнецово |
19-20 |
|
устье р. Санохта, в районе г. Чкаловск |
19-20 |
|
устье р. Троца, в районе д. Губцово |
19-20 |
|
Горьковское водохранилище, в районе д. Черницы |
19-20 |
|
Горьковское водохранилище, в районе п. Катунки |
19-20 |
|
р. Санохта, в районе д. Ступино |
19-20 |
|
р. Троца, в районе д. Карабасиха |
19-20 |
|
г.о. Сокольский |
|
|
р. Волга, в районе р.п. Сокольское |
20-22 |
|
р. Унжа, в районе д.Новая Шомохта |
18-20 |
|
р. Мича, в районе д.Дресвищи |
18-20 |
|
р. Ширмакша, в районе д.Дресвищи |
18-20 |
|
р. Моча, в районе д.Хмелевка |
18-20 |
|
р. Лоймина, в районе д.Хмелевка |
18-20 |
|
Богородский м.о. |
|
|
р. Ока, в районе п. Дуденево |
7-10 |
|
г.о. Воротынский |
|
|
р. Волга, в районе от с.Фокино до п. Лысая гора) |
11-15 |
|
. Волга, в районе с. Каменка |
11-14 |
|
р. Волга, в районе от д. Белогорка до д. Сомовка |
11-13 |
|
Городецкий м.о. |
|
|
Горьковское водохранилище, устье р. Шмиля, в районе д. Федурино |
19-20 |
|
Горьковское водохранилище, устье р. Яхра, в районе д. Малый Суходол |
20 |
|
р. Волга, в районе прорезей |
19-20 |
|
р. Волга, г. Городец, Средний бьеф |
20 |
|
р. Волга, г. Городец, в районе Большого Кировского съезда |
0-12 |
|
Горьковское водохранилище, в р. Белая |
19-20 |
|
Кстовский м.о. |
|
|
р. Волга, в районе г.Кстово |
2-5 |
|
р. Волга, , затон «Старчиха», в районе г.Кстово |
3-17 |
|
р. Волга, затон «Поляна», в районе д. Зименки |
2-5 |
|
р. Волга, затон «Страчиха», в районе с. Безводное |
3-17 |
|
р. Волга, затон «Лягушиха», в районе с.Безводное |
2-5 |
|
р. Волга, затон «Заманиха», в районе с. Безводное |
3-17 |
|
р. Волга, затон «Грязный, в районе д. Голошубиха |
4-18 |
|
р. Волга, в районе от д. Голошубиха до р.п. Работки |
2-5 |
|
р. Волга, в районе п. Татинец |
2-5 |
|
Лысковский м.о. |
|
|
р. Волга, в районе от с.Татинец до с. Юркино |
10-11 |
|
р. Волга, острова «Юркинские», между островами |
11 |
|
р. Волга, от с. Юркино до г. Лысково |
9-11 |
|
р. Волга, остров «Юркинский», ниже с. Юркино |
10 |
|
р. Волга, в районе п. Макарьево |
11 |
|
р. Волга, Исадская коса, в районе с. Исады |
11 |
|
р. Волга, затон «Коряжный», в районе с. Просек |
11-12 |
|
р. Волга, затон «Бирючий» в райнед. Кругловка - с.Красный Оселок |
12 |
|
р. Волга, затон «Теплый», в районе д. Кременки |
13 |
|
р. Волга, затон «Шелковский», устье прорана, залив, в районе д. Кременки |
12-13 |
|
р. Волга, кромка основгного течения, дамба 7-8-9, в районе д. Кременки. |
14 |
|
р. Волга, остров Барминский, в районе с.Бармино |
14 |
|
Павловский м.о. |
|
|
р. Ока, затон «Павловский», в районе г. Павлово |
10-15 |
|
р. Ока, в районе с. Вареж |
0-10 |
|
в районе моста через р. Ока |
0-10 |
|
р. Ока, затон «Окский» |
10-12 |
|
озеро Кусторка |
15-20 |
|
озеро «Пионерское» («Свято») |
15-20 |
|
г. Ворсма, озеро «Тосканка» («Варсменское») |
0-10 |
|
д. Борок, устье р. Кишма |
0-5 |
|
д. Погорелка, р. Ока, затон «Погорельский» |
7-10 |
|
г. Горбатов, р. Ока, затон «Горбатовский» |
7-10 |
|
Вадский м.о. |
|
|
озеро Вадское, с. Вад |
20 |
|
Пильнинский м.о. |
||
р. Сура (в районе от с. Наваты до г. Шумерля) |
0 |
Режим работы водохранилищ Волжско-Камского каскада
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, предложение членов Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (заседание от 07.12.2023 г.) на период с 30.12.2023 по 20.01.2024 включительно устанавливаются следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ каскада:
Рыбинского - средним за период сбросными расходами 1250±50 куб.м/с, с интенсивностью увеличения среднесуточных расходов не более 250 куб.м/с в сутки;
Нижегородского – средними за период сбросными расходами 1450-1550 куб.м/с;
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
По состоянию на 03 января Горьковское водохранилище работает в штатном режиме. Текущие данные по водохранилищу составляют:
- уровень воды в верхнем бьефе – 83,87 мБС (нормальный подпорный уровень (НПУ) – 84 мБС, форсированный подпорный уровень (ФПУ) – 85,5 мБС);
- уровень воды в нижнем бьефе – 66,07 мБС;
- объем – 8,62 куб. км (наполнение 93 %);
- расход – 951 куб. м/с;
- приток – 1115 куб. м/с.
1.6 Космический мониторинг
По данным мобильного приложения «Термические точки» за прошедшие сутки на территории Нижегородской области термоточки не зарегистрированы, аналогично периоду прошлого года.
С начала года на территории Нижегородской области термоточки не зарегистрированы, аналогично периоду прошлого года.
1.7 Экзогенно-геологические явления
В режиме «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» функционируют органы управления и силы Кстовского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с опасной оползневой обстановкой в д. Караулово Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 1214 от 01.06.2021).
В режиме «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» функционируют органы управления и силы Кстовского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области в связи с угрозой жизни и здоровью людей вызванной активизацией оползневых процессов по ул. Волжский откос с. Работки Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 2613 от 07.07.2023).
В режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» функционируют органы управления и силы Павловского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, в целях повышения готовности к реагированию при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с оползневым процессом по ул. Полянка, ул. Окская, на северо-запад к склону берега реки Ока, ул. Высокая г. Павлово Павловского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 1178 от 10.07.2023).
1.8 Обстановка на системах ЖКХ и электроснабжения
За прошедшие сутки ЧС не зарегистрировано.
Зафиксировано 17 технологических аварийных нарушений режимов работы объектов ЖКХ и энергетики:
- газоснабжение – 11 аварийных отключений;
- теплоснабжение –1 аварийное отключение;
- водоснабжение – 5 аварийных отключений;
Готовность объектов ЖКХ к началу эксплуатации в осенне-зимний период 2023–2024 годов, составляет:
- котельные – 100% (2041 ед. из 2041 ед.);
- тепловые сети (в двухтрубном исчислении) – 100% (3876,1 км. из 3876,1 км.);
- центральные тепловые пункты (ЦТП) – 100% (284 ед. из 284 ед.);
- тепловые насосные станции – 100% (38 ед. из 38 ед.);
- водозаборы – 100% (2647 ед. из 2647 ед.);
- водопроводные сети – 100% (12438,8 км из 12438,8 км.);
- очистные сооружения водопровода – 100% (36 ед. из 36 ед.);
- электрические сети – 100% (56924,1 км из 56924,1 км).
Созданы запасы топлива:
- уголь – 23,1 тыс. т (251 % от нормы);
- жидкое топливо – 0,9 тыс. т (200 % от нормы);
- другое твердое топливо – 40 тыс. т (99 % от нормы).
1.9 Оправдываемость прогноза
Прогноз за прошедшие сутки оправдался на 100 %.
II. Прогноз ЧС:
2.1 Природные и природно-техногенные источники происшествий (ЧС)
2.1.1. Прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных гидрологическими источниками
Возникновение чрезвычайных ситуаций не прогнозируется.
В связи с процессом ледообразования на водных объектах области повышается риск провалов людей под неокрепший лёд рек и водоемов. Покров на водоемах формируется неравномерно, в связи с чем, увеличивается опасность при выходе людей на тонкий лед.
2.1.2. Экзогенно-геологические источники ЧС
На территории Нижегородской области существует опасность оползневых процессов. Наиболее вероятно проявление геологических процессов на территории Кстовского и Павловского муниципальных округов.
2.1.3. Биологические источники ЧС
Возникновение ЧС маловероятно.
Возможны вспышки кишечных заболеваний среди населения области.
Продолжится регистрация сезонной заболеваемости ОРВИ среди населения области, наибольшее число заболевших ожидается среди детей.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания животных бешенством. Наиболее неблагоприятными муниципальными образованиями по заболеванию животных являются: г.о. г. Чкаловск, г.о. Перевозский, Починковский м.о., Сосновский м.о.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания животных африканской чумы свиней на территориях г.о. Семеновский, Варнавинского м.о. и Краснобаковского м.о.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1. Взрывы бытового газа, отравление угарным газом
Возникновение ЧС маловероятно.
Существует вероятность отравления людей угарным газом при неправильном использовании печного и газового оборудования.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории области.
2.2.2. Техногенные пожары
В период проведения Новогодних и Рождественских праздников повышается вероятность возникновения пожаров и взрывов, вызванных применением пиротехнических изделий на всей территории области.
Постановлением Правительства Нижегородской области № 1097 от 25.12.2023 с 25.12.2023 по 09.01.2024 на территории области установлен особый противопожарный режим.
В связи с опасными погодными явлениями количество техногенных пожаров прогнозируется выше уровня среднемноголетних значений 8-16. Источник – аномально-холодная погода, несоблюдение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, неосторожное обращение с огнем. Наибольшая вероятность возникновения пожаров существует в личных жилых домах, а также на объектах жилого сектора (садовые домики, дачи, бани) г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Выкса.
2.2.3. Происшествия на транспорте
Дорожно-транспортные происшествия
Возникновение ЧС маловероятно.
Количество ДТП с пострадавшими на дорогах Нижегородской области прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 8-15. Источник – накат, гололедица, несоблюдение водителями скоростного режима и дистанции между транспортными средствами, нарушение правил обгона, низкая дисциплинированность водителей и пешеходов, ненадлежащее состояние дорожного полотна.
Наибольшая вероятность ДТП ожидается на федеральных автомобильных трассах (г.о. г. Арзамас, г.о. г. Бор, г.о. г. Дзержинск, г.о. Воротынский, г.о. Навашинский, г.о. Перевозский, г.о. Семеновский, Ардатовского, Богородского, Бутурлинского, Вадского, Володарского, Воскресенского, Дальнеконстантиновского, Кстовского, Лукояновского, Лысковского, Пильнинского, Починковского, Сергачского Шатковского муниципальных округов), а также на автомобильных дорогах г.о. г. Н. Новгород, Балахнинского м.о.
Для автомобильной дороги М-7 «Волга» выделено 27 опасных участков, общей протяженностью 28,499 км: Володарский м.о. (5 участков протяженностью 1,78 км); г.о. г. Дзержинск (3 участка протяженностью 3 км); г.о. г. Н. Новгород (2 участка протяженностью 1,22 км); Богородский м.о. (4 участка протяженностью 2,154 км); Кстовский м.о. (7 участков протяженностью 9,345 км); Лысковский м.о. (4 участка протяженностью 9 км); г.о. Воротынский (2 участка протяженностью 2 км).
Для автомобильной дороги Р-158 Н. Новгород – Саратов выделено 19 опасных участков общей протяженностью 22,947 км: Кстовский м.о. (1 участок протяженностью 1,217 км); Дальнеконстантиновский м.о. (2 участка протяженностью 3,005 км); Лукояновский м.о. (9 участков протяженностью 7,575 км); Починковский м.о. (7 участков протяженностью 11,15 км).
Для автомобильной дороги Р-177 «Поветлужье» Н. Новгород – Йошкар-Ола выделено 11 опасных участков, общей протяженностью 8,068 км: г.о. Семеновский (7 участков протяженность 8 км); Воскресенский м.о. (4 участка протяженность 0,068 км).
Для скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» («Москва – Нижний Новгород – Казань») опасные участки не определены.
Аварии на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС маловероятно.
Вероятность возникновения происшествий на железной дороге, связанных со сходом подвижного состава с рельсов, наездами на препятствия на переездах, транспортировкой химически опасных веществ, низкая. Источник – выработка ресурса подвижного состава; нарушение технологии производства ремонтных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; несвоевременный контроль неисправности пути; наличие опасных участков, подверженных воздействию природных процессов и явлений (карст), деформация железнодорожного полотна. Наибольшая вероятность существует в г.о. г. Н. Новгород.
Аварии на воздушном транспорте
Возникновение ЧС на воздушном транспорте и нарушений в работе аэропорта, аэродромов и вертолетных площадок маловероятно.
2.2.4. Аварии на объектах энергоснабжения и ЖКХ
В связи с опасными погодными явлениями повышается вероятность возникновения ЧС, связанных с авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения населения, на объектах и линиях энергосистем (в связи с их перегрузкой).
Количество аварий на объектах ЖКХ прогнозируется выше уровня среднемноголетних значений 25-32. Источник – аномально-холодная погода, старение материала труб и заделки раструбных соединений, коррозионные процессы, разгерметизация стыков, появление свищей, раковин и т.д. В целом по области износ сетей теплоснабжения – 64%, водоснабжения – 74 %, канализационных систем – 66 %. Наибольшая вероятность прогнозируется в г.о. г. Н. Новгород, г.о. Перевозский.
Количество аварий на объектах энергетики прогнозируется выше уровня среднемноголетних значений 1-7. Источник – аномально-холодная погода, повреждение элементов электроустановок, ложное срабатывание устройств релейной защиты и автоматики, несанкционированное воздействие посторонних лиц и организаций. Наибольшая вероятность прогнозируется в г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Бор.
На территории всей области существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с повреждением газопроводов низкого давления и внутриквартальных газопроводов вследствие наезда автомобильного транспорта, ДТП и проведения земляных работ.
2.3 Прогноз возникновения ситуаций, обусловленных сезонными рисками
Возможно увеличение количества случаев травматизма среди населения, связанных с падением на льду (переломы, вывихи, ушибы) вследствие неудовлетворительного состояния тротуаров, прилегающей территории жилых домов (источник - гололедица), а также из-за падения снежных масс и гололедных образований с крыш зданий и сооружений. Вероятность существует на всей территории области.
III. Рекомендуемые превентивные мероприятия
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций:
Оперативный ежедневный прогноз довести до глав администраций муниципальных районов и городских округов через ЕДДС муниципальных образований, органов управления функциональных и территориальной подсистем Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до заинтересованных организаций.
Обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
Выполнить комплекс превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ;
Организовать инструктаж и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС.
Обеспечить контроль за готовностью сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных аварий и ЧС.
Организаторам проведения массовых мероприятий на открытом пространстве обеспечить безопасность участников мероприятий.
Восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС.
Продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения.
Продолжить разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях.
Вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения) и готовности сил и средств РСЧС к ликвидации возможных аварий на объектах ЖКХ.
Совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования.
Продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильном, авиационном и железнодорожном транспорте.
Все земельные и строительные работы в пределах оползневой зоны должны вестись в строгом соответствии с СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» и с СП 436.1325800.2018 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов». При строительстве и эксплуатации земельных участков в оползневых зонах рекомендуется получение инженерно-геологического заключения о состоянии территории, проведение инженерно-геологических изысканий и разработка на основании проектной документации комплекса противооползневых мер.
Продолжить проведение профилактических, лечебных, карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий по борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животных.
При реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание организации межведомственного взаимодействия.
Организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения.
Организовать неукоснительное выполнение Постановления Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1097 «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима»:
- обеспечить проведение комплекса мероприятий, предусмотренных сезонной пожарно-профилактической операцией «Новый год», в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. №599 «Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области»;
- организовать дежурство ответственных должностных лиц на всех объектах и в местах, задействованных в проведении новогодних и рождественских праздников, с массовым участием людей. Обеспечить указанных лиц исправными средствами связи для экстренного вызова оперативных служб при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций;
- провести с лицами, ответственными за проведение массовых мероприятий, руководителями учреждений, лицами, ответственными за пожарную безопасность, дежурным персоналом объектов, задействованных в проведении праздничных мероприятий, внеплановые противопожарные инструктажи и практические тренировки по отработке действий в случае пожара;
- принять меры к усилению на период проведения новогодних и рождественских праздников противопожарного режима в подведомственных муниципальных учреждениях социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, в том числе посредством увеличения численности смен дежурного персонала и организации повышенного контроля за осуществлением дежурства;
- принять меры (с учетом компетенции) по выполнению требований пожарной безопасности, предъявляемых к местам хранения и реализации пиротехнических изделий, В случае выявления незаконных мест хранения и реализации пиротехнической продукции немедленно информировать органы прокурорского надзора;
- организовать проведение инструктивных совещаний с руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию пиротехнических изделий, постановку и проведение шоу с применением огневых эффектов, на которых довести требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к данным видам деятельности, вручить под роспись соответствующие памятки (инструкции);
- определить муниципальными правовыми актами и оборудовать информационными стендами специальные места (площадки) для использования населением пиротехнических изделий (пуска фейерверков, салютов) с учетом обеспечения безопасных расстояний до зданий и сооружений. Обеспечить информирование населения об этих местах;
- принять меры по обеспечению боеготовности подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны в период проведения новогодних и рождественских праздников;
- организовать силами муниципальной пожарной охраны, инструкторов пожарной профилактики, работников жилищных организаций, старост и социально активных граждан работу по профилактике пожаров в жилом секторе, в том числе проведение профилактических обследований домовладений, сходов (встреч) с населением и обучение граждан мерам пожарной безопасности. Особое внимание при этом обратить на места проживания (пребывания) неблагополучных граждан, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, неблагополучных семей, одиноких престарелых граждан (инвалидов), а также на противопожарное состояние многоквартирных домов с низкой устойчивостью при пожаре, соответствие в них требованиям пожарной безопасности электрического и газового оборудования, печного отопления;
- обеспечить исправное содержание и очистку от снега дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, пожарным гидрантам и водоемам. Обеспечить возможность забора воды пожарными автомобилями из естественных водоемов (оборудовать незамерзающие проруби);
- обеспечить (при необходимости) размещение детей из неблагополучных многодетных семей на период новогодних и рождественских праздников в социальных учреждениях интернатного типа (в соответствии с действующим законодательством);
- организовать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, в том числе доведение информации о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, правилах пользования пиротехническими изделиями, складывающейся оперативной обстановке с пожарами посредством теле-, радио- и печатных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официальных сайтов администраций муниципальных образований, трансляции текстов на противопожарную тематику в местах массового пребывания людей (рынки, вокзалы и т.п.), распространения печатной продукции. Обеспечить проведение разъяснительной работы с детьми в образовательных организациях, в том числе, использовав для этих целей возможности средств дистанционного обучения.
- информировать население о введении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях и запретах.